В последнее время количественное и качественное развитие демократических институтов, в том числе и партийных систем, стало своего рода барометром высокой демократичности любого государства. Похоже, по факту партийного строительства и количеству партий Кыргызстан опередил все другие государства СНГ. К примеру, по данным Министерства юстиции Кыргызстана, на июль 2007 года в Кыргызстане зарегистрировано около ста партий. Для такого небольшого государства, как Кыргызстан - этот уровень достаточно высок. Однако, как считает эксперт Международного института стратегических исследований Эльмира Ногойбаева, для государства, где динамика политических процессов за последние два года идет по нарастающей - это нормальное явление.
Э. Ногойбаева отметила три основных фактора, характеризующих причины подобной активности. Среди них высокий уровень демократичности в стране, определяемый развитием свободы слова, организаций и т. д. Причем, по оценкам международных исследовательских институтов, Кыргызстан неоднократно был отмечен как наиболее открытое, демократическое государство по сравнению с другими странами на постсоветском пространстве.
Период «восстановления» партийного пространства после включения в новую редакцию Конституции «партийных списков» является еще одним важным фактором.
И как результат двух - предстоящая конкурентная политическая борьба, и подготовка к ней путем создания новых партий, блоков и фракций. Что мы и наблюдаем в последние два года. Причем, сегодня, когда не так много времени остается до парламентских выборов, заметна тенденция перехода от количественного состава партий к качественному, когда на политической арене наиболее ярко выражены несколько сильных партий, способных конкурировать в предвыборной борьбе.
Обычно, в странах с подобной Кыргызстану структурой - такой партийный бомонд представлен 5 - 7 партиями, которые «подходят» к выборам в относительно «готовой» форме. Эти партии имеют свою программу, идеологический фундамент, к тому же они располагают ресурсами как финансовыми, так и человеческими, и вовлекают в свои ряды как можно больше известных в стране людей.
Примечательно, что сегодня в Кыргызстане мы можем наблюдать тенденцию некоторого «устранения» лидеров от деятельности партий, еще недавно являющихся наиболее амбициозными. Причем, такие процессы характерны для ведущих и более опытных партий Кыргызстана. Вот лишь несколько последних примеров. После апрельских митингов партия «Ар-Намыс» сменила лидера. Не исключено, что основной причиной таких перестановок стало то, что бывший лидер партии «Ар-Намыс» Ф.Кулов не просто утратил свой былой политический «вес», а, как показывают последние социологические исследования, стал вызывать апатию и неприятие у большинства населения Кыргызстана.
В связи с переходом на дипломатическую работу, покинул свой пост лидера в партии «Эл (Бей-бечаралар) партия» Мелис Эшимканов, и что особенно заметно в политической жизни страны - временно приостановил свою активную деятельность как оппозиционный лидер.
Несмотря на активное развитие Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), в которой уже начало формироваться молодежное крыло, позиция ее лидера - Алмазбека Атамбаева, ныне премьер министра КР никак не влияет на развитие партии, политических амбиций ее сторонников, и подготовке к выборам. Поэтому по всем критериям его лидерство в партии можно считать номинальным.
Не так давно потеряла своего лидера и партия Коммунистов Кыргызстана, которую до недавнего времени возглавлял Абсамат Масалиев, а вместе с тем, утратилось и былое наполнение партии - идеологическое содержание, принципы, идеи, после чего перестало соответствовать коммунистическому формату. По мнению экспертов-политологов, нынешний лидер - сын бывшего лидера больше придерживается реформистского социал-демократического направления, и все меньше соответствует представлению - «лидера коммунистической организации».
Новый лидер у партии «Демократическое Движение Кыргызстана» (ДДК), которую оставил в связи с профессиональной деятельностью ее прежний лидер Дж.Джекшеев.
Г.Куликову, являвшуюся долгое время лидером партии «Моя страна» сменил Медет Садыркулов, ныне руководитель Администрации Президента КР.
И таких примеров много.
На внутрипартийные настроения и изменения в структуре партийного строительства большое влияние оказали митинговые страсти последнего года.
Так, после апрельских антиправительственных митингов часть оппозиционно настроенных лидеров «перешла» в прогосударственный уровень (А.Атамбаев, Ж.Джекшеев, М.Эшимканов). Группа из вчерашних радикально-настроенных политических лидеров стала временно (или постоянно?!) придерживаться нейтральной позиции - (А.Бекназаров, О.Бабанов, К.Байболов). Другая часть политиков, из когорты экс-президента А.Акаева, занялась формированием новых политических блоков. В числе таких партийных строителей -К.Иманалиев, Б.Джанузаков, Душебаев.
Вместе с тем, формируется крыло политиков, «обиженных» на нынешнюю власть - экс-председатель Совета Безопасности КР М.Ниязов, экс-министр иностранных дел А.Джекшенкулов, экс-руководитель Администрации Президента М.Абдылдаев и др.
Причем, в среде наиболее активных оппозиционеров также имеет место переориентация лидеров. Это отчетливо стало видно после апрельских митингов. Скорее всего, это связано с предстоящими парламентскими выборами, перед которыми нужно четко определить «свое место» в иерархии партийных списков и уметь договариваться с единомышленниками. Посему, как прогнозируют политологи, осень 2007 станет своего рода своеобразным этапом переговоров-торгов между партиями, лидерами, политическими направлениям.
По мнению эксперта МИСИ Эльмиры Ногойбаевой, наиболее распространенными параметрами эффективного направления партийного строительства в настоящее время являются следующие:
- партии авторитетного большинства (как правило, проектируемые, провластные)
- молодежные
- национал-патриотические
- религиозные
- профессионально ориентированные (военные - афганцы, промышленные-швейники, партия правых - автомобилисты и т.д.)
В своей небольшой практике использовал в основном, три из них - партии авторитетного большинства, профессионально-ориентированные и национал-патриотические.
Причем, в последнее время в Кыргызстане в системе партстроительства стало активно внедряться и формироваться исламское направление, что по мнению политологов и независимых исследователей совсем небезобидно. Как прокомментировала эксперт МИСИ Э.Ногойбаева, подобные проявления несут в себе серьезные риски для Кыргызстана, не только идеологического, политического уровня, но и международного характера. И не случайно все чаще аналитиками стали высказываться опасения, что религиозный идеологический подтекст таит для страны риск скатывания назад.
Вместе с тем, по уровню восприятия политических партий самим обществом мы можем наблюдать довольно интересную картину. Так, согласно анализу социологического исследования МРИ и компании Baltic Surveys / The Gallup Organization, уровень знания и понимания необходимости становления и развития этого важнейшего института гражданского общества в Кыргызстане достаточно низок. На вопрос о развитии партий в Кыргызстане, после их включения в «партийные списки», только 26% опрошенных отметили - хорошо, 15% - плохо, и почти 60% - не смогли ответить или просто не знали ответа. Также высок уровень скепсиса относительно развития и конкурентности партий. Так, 25% населения уверены, что ничего не изменится; 14% считают, что каждая партия работает ради собственных интересов; по мнению 10%, вышеуказанные процессы повлияют на увеличение количества конфликтов.
Наряду с этим высок уровень непонимания населением миссии партии. На вопрос «Почему плохо, что политические партии будут играть значительную роль в парламенте и в формировании правительства?», 5 % респондентов ответили, что партии не должны вмешиваться в работу президента и правительства; 3 % сказали, что не осведомлены о деятельности политических партий; и 9 % считают, что политических партий слишком много.
На другой поставленный вопрос «Почему хорошо, что политические партии будут играть значительную роль в парламенте и в формировании правительства?» только 18% считают, что партии будут работать для народа; 11 % уверены, что партии будут работать лучше. По мнению 11 % - чем больше партий, тем больше мнений, и только 4 % (!) отметили одну из основных функций партий - партии обеспечат контроль работы правительства, президента.
Причин подобного отношения населения к политическим партиям, согласно социологическому исследованию, проведенного МРИ и компанией Baltic Surveys / The Gallup Organization, несколько. Не последнюю роль в том сыграла долгая история однопартийной политической системы. У многих кыргызстанцев, особенно старшего поколения, понятие партия до сих пор вызывает ассоциацию с «единственной и нерушимой КПСС». Другая, не менее важная причина - отсутствие партийных списков как выборного механизма в Парламент страны (постановление после подобной «всенародной инициативы» на референдуме 2000 года). Созданное в период последней пятилетки правления экс-президента страны А.Акаева квазипартстроительство. И как следствие - банальное отсутствие опыта реальной конкурентной борьбы на политическом поле Кыргызстана.
Поразительным в исследовании оказался анализ предпочтения политических партий в обществе. Судите сами, из 100 % опрошенных 55 % не знают партий, которые работают в их районе, 30 % ответили - «ни одна». На вопрос - «Если бы в следующее воскресенье состоялись парламентские выборы, за какую партию вы бы проголосовали?» - 47% ответили - «не знаю», 35% - «ни за одну». Подобные показатели характерны в позиции - «против всех», и результативность выборов в такой представленности, равна нулю.
Партии - «за которые бы проголосовали, в ближайшее воскресенье, в парламент», на май 2007 года:
3% - «Ар-намыс»
3% - «Ата-Мекен»
2% - «Содружество»
2% - «Эркиндик»
по 1% - Ком.партия Кыргызстана, «Жаны Кыргызстан», «Алга Кыргызстан»
0,8% - «Асаба»
0,6% - «Моя страна»
Партии, которые работают в вашем районе:
6% - «Содружество»
по 4% - «Ар-Намыс», «Ата-Мекен»
по 2% - «Асаба», «Алга, Кыргызстан»
по 1% - «Моя Страна», «Эркиндик», «Жаны Кыргызстан», Ком. партия Кыргызстана
3% - другие
Причем, на предпочтительность тех или иных партий до сих пор влияет «запас былых брендов», что и подтверждает в обоих списках наличие партии «Алга, Кыргызстан». По оценкам исследования, все еще актуальной является еще недавно мощная партия с реальной социальной базой, партия «Ар-Намыс», пик развития, которой приходится на 2000-2005 год. В этом смысле партии «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» все еще лидируют как наиболее раскрученные претенденты в парламент страны. Согласно исследованию, активно набирает обороты и демонстрирует высокий уровень активности партия «Содружество». Ее интернациональный характер, динамика, ресурсность и проектный подход положительно сказываются и на стабильно растущем рейтинге данной партии.
Временный кризис претерпевает партия «Моя страна», и сегодня, как считают участники исследования, сложно говорить о том, кто является реальным и идеологическим лидером партии. Благодаря организационной деятельности и частым популистским заявлениям своих лидеров, партии «Асаба» (лидер Роза Отунбаева) и «Эркиндик» находятся в зоне информационного пространства партийной деятельности.
К слову, о лидере партии «Асаба». Как считают респонденты, в отличие от «старых» лидеров, Р.Отунбаева - удачное «приобретение» к выборам в парламент - прогрессивный лидер, образованная женщина, оратор, имеющая опыт выборной борьбы.
Коммунистическая партия Кыргызстана все так же остается популярной, особенно у консервативной части населения страны.
Тем не менее, согласно исследованию, процентная представленность поддержки данных партий от 3% и ниже, говорит о том, что на самом деле в Кыргызстане «ниша» лидерства политических партий практически свободна, несмотря на приближающиеся выборы. Это пространство для идеологической, аналитической, организационной, стратегической работы и просто деятельности партий представляет на сегодняшний день «простор» для творчества и новаций. Однако, несмотря на количество, реальной партийной конкурентности в стране пока нет.
Примечателен и показатель реальной картины участия населения в партиях страны (которых сто!). Из всех опрошенных респондентов 85% ответили, что - «не являются членом политической партии», и только 2% респондентов ответили положительно. Парадоксально, но 13% и вовсе не знали, что ответить на поставленный вопрос.
Специально для газеты «Содружество»
Елена РОМАНОВА.
http://www.sodr.kg/?press/polit96.php
Добавить отзыв